Маршруты по Санкт-Петербургу

Питерские памятники с оригинальными названиями

Фото: Petersburg4you

Петербуржцы, как и одесситы, чувством юмора не обделены. Над родным городом они подтрунивают с особым изяществом и даже элегантностью. За примерами далеко ходить не надо: величественный Исаакиевский собор в народе ласково называют «чернильницей», а самый знаменитый питерский монумент — памятник Петру Великому — с лёгкой руки классика Пушкина вошёл в историю под названием «Медный всадник». Портал Суточно.ру предлагает вам небольшой обзор самых оригинальных неформальных названий известных памятников и скульптур Северной столицы.

Аничков мост («Мост шестнадцати яиц»)

На первое место списка можно смело поставить знаменитый Аничков мост, точнее, легендарных коней Клодта. Четыре скульптурные композиции изображают четыре стадии укрощения строптивых животных. Окончательный вид мост принял только в 1851 году, до этого же времени кони то появлялись, то снова исчезали.

В народе мост с конями и их покорителями называют лаконично — «Мост шестнадцати яиц». Полагаем, нет необходимости расшифровывать это прозвище, достаточно взглянуть на фотографию. В прошлом веке на мосту дежурил постовой — в такие дни количество яиц в неформальном названии моста увеличивалось ещё на два.

Внимательный турист обязательно заметит, что часть коней, «смотрящих» в сторону Адмиралтейства, имеет подковы, часть, «смотрящая» в сторону площади Восстания, ещё не подкована. Популярная легенда дает разъяснение: в 18 веке на Литейном находились литейные мастерские. Туда и «держат путь» неподкованные животные.

Фото: Ходячий Петербург

Стела на площади Победы («Стамеска»)

Мы же держим путь ко второму месту в списке самых оригинальных названий питерских памятников. Здесь нас ждёт «Стамеска», в официальных бумагах известная как Стела в память о блокаде Ленинграда на площади Победы.

Площадь Победы часто называют южными питерскими воротами — через них въезжают в город туристы на автомобилях и прочий автотранспорт. Мемориал «Героическим защитникам Ленинграда» создан скульптором Аникушиным, получившим за сие произведение в 1978 году Ленинскую премию. Стела действительно несколько напоминает столярный инструмент, особенно с высоты птичьего полёта. У подножия стелы находятся скульптуры защитников блокадного Ленинграда — рабочих тыла и солдат.

Фото: smolnickiy

Стела на площади Восстания («Пипетка»)

Другую стелу — на площади Восстания — в народе прозвали «Пипеткой», «Штыком» и «Пограничным столбом». Вообще, площадь Восстания считается одной из самых известных питерских площадей, здесь хоть раз бывает ну абсолютно каждый турист, пусть он и арендует квартиры на сутки в Питере на самой окраине.

Центр площади, вокруг которого всё и «вертится», и есть та самая стела, по форме напоминающая пипетку или штык. Вес обелиска, на секундочку, 360 тонн — тяжелее только Александровская колонна, почти 600 тонн. Обратите внимание, как золотая звезда на вершине стелы перекликается со шпилем Адмиралтейства.

Фото: Станковић Миломир

Памятник Ленину на Московской площади («Танцующий Ленин»)

Обратите внимание и на необычный памятник Ленину на Московской площади (между прочим, крупнейшей в городе и одной из самых крупных во всей Европе). Традиционный для любого советского города монумент в Питере собрал больше всего прозвищ и нетрадиционных названий. Это и «Танцующий Ленин», и «Ленин с кепкой», и даже «Писающий Ленин». Саму же площадь нередко называют «Площадь под кепкой». Разудалый Ленин принадлежит руке уже известного нам скульптора Аникушина, который хотел изобразить вождя мирового пролетариата «сгустком воли и энергии».

Советский народ лихую идею воспринял по-своему: Ленин выглядит эдаким танцором, закончившим энергичный танец и сдернувшим с головы кепку для эффектного завершения номера. «Писающим» вождя называют совершенно по другим причинам. Если идти по площади справа, направляясь к Московскому проспекту, затем повернуть налево, но взгляд от Ленина не отрывать, можно попасть в плен необычной оптической иллюзии. Внезапно покажется, что Ленин справляет малую нужду. Иллюзию особенно подчеркивают работающие в тёплое время года фонтаны.

Фото: canastasiya

Памятник Ломоносову («Памятник геморрою»)

Как и в Москве, в Питере есть памятник геморрою, он же памятник Ломоносову на пересечении Университетской набережной и Менделеевской линии. Кстати, о московском памятнике деликатной болезни можно прочесть в этой статье. Питерский Ломоносов — работа скульпторов Петрова и Свешникова, изобразивших великого ученого сидящим в несколько неудобной позе, невольно навевающей мысли о наличии у оного тайного недуга.

Фото: ion

Памятник императору Александру III («Комод», «Пугало»)

У следующего памятника тайных недугов нет, но есть комод. Представляем памятник императору Александру III у входа в Мраморный дворец. Народная молва посвятила ему целое четверостишие:

Стоит комод,
На комоде бегемот,
На бегемоте обормот,
На обормоте шапка,
На шапке крест,
Кто угадает,
Того под арест.

Это работа скульптора Трубецкого, который получил заказ на изготовление памятника от Николая II. Трубецкой славился своим неуживчивым и своевольным характером, отсюда и необычное изображение императора — мешковатая одежда, грузная посадка на коне — но удивительное портретное сходство с оригиналом. Трубецкому же приписывают слова: «Я изобразил одно животное на другом». В советские годы памятник не уничтожили, но стали называть «Пугало». Вот такая судьба.

Фото: oboi-812

Памятник Екатерине II («Печатка»)

Интересна судьба и сквера перед Александринским театром, центром которого в 1873 году стал памятник Екатерине II работы скульптора Микешина. Императрицу в Питере любят, поэтому памятник и сквер-сад, так и не получивший официального имени, буквально обросли легендам и прозвищами. Сквер стали называть «Катькин сад», а памятник императрице — «Печатка», за массивность.

Пикантная городская легенда гласит, что фигуры молодцов-орлов вокруг Екатерины II жестами демонстрируют внушительные размеры своих мужских достоинств. Лишь Державину демонстрировать нечего, поэтому он виновато разводит руками. Ещё говорят, что при закладке монумента одна экзальтированная придворная дама сняла с себя драгоценный перстень и швырнула его прямо в котлован. Её примеру-де последовали все присутствующие. По сей день периодически находятся желающие поохотиться за сокровищами, скрытыми под «Катькиным садом». Кстати, ещё больше питерских легенд вы найдёте в статье «Петербургские призраки».

Так заканчивается рассказ портала Суточно.ру о неформально-оригинальных названиях питерских памятников. Остаётся только подчеркнуть — наше мнение может не совпадать с мнением народа. Данная статья написана исключительно в ознакомительных целях и не ставит своей задачей оскорбление чьих-то патриотических чувств.